Актуальные события из жизни нашего прихода - и не только...

История прихода

Первые католики

И.Ф.Недзвецкий
Хранитель имущества храма
Католическая церковь в Зауралье имеет не такую долгую историю как русская православная церковь. И это вполне понятно: Сибирь осваивалась православным населением Российской империи, а ее граждане, придерживавшиеся католического вероисповедания, оказались в отдаленных местах страны исключительно благодаря репрессивным действиям царского правительства уже значительно позже основного заселения края русским православным населением. Между тем, католики, оказавшиеся на поселении, в ссылке, или по иным причинам в Зауралье, несмотря на свою малочисленность, оказали несомненное влияние на жизнь и развитие Курганского уезда.
Неофициальный отсчет существования группы курганских католиков можно вести с того времени, когда в уездном Кургане появились ссыльные поляки – участники национально-освободительных восстаний в Польше в 1830-1831 и 1863-1864 гг. Хотя отдельные персоны, исповедовавших католицизм, появлялись здесь и ранее (вспомним австрийского писателя Августа Коцебу, также находившегося несколько лет в Кургане в ссылке). Часть ссыльных после отбытия наказания возвращалась домой, а другая оседала в Сибири, обзаводилась семьями, обрастала завидным хозяйством, благо экономика Сибири позволяла предприимчивым и образованным людям (...) очень быстро обрасти капиталами.
Первая община
В.Ф.Сокульский
Первое официальное упоминание о существовании римско-католической общины в г. Кургане относится к 1900 г.: на заседании Курганской городской думы 12 июля 1900 г. рассматривалось прошение уполномоченного по постройке католического молитвенного дома Владислава Феофиловича Сокульского (кстати, имевшего очень высокий чин старшего инспектора Министерства сельского хозяйства по молочной промышленности). Сокульский ходатайствовал об уступке городом в собственность католического общества участка земли площадью в 900 кв. саженей, находящегося на углу Запольной улицы и Телеграфного переулка. Решение о продаже земли Курганской думой было принято, и после согласования с МВД и Тобольским губернатором в 1902 году вступило в силу.
Необходимость строительства церкви именно в этот момент возникла неслучайно: на границе 19-20 вв. через Курган прошла Сибирская железная дорога, а среди строителей, обслуживающего и инженерного состава Курганского участка тяги железной дороги было большое количество выходцев из западных российских губерний, традиционно придерживавшихся римско-католической веры. Вновь прибывшие вызвали на новое место жительства свои семьи: уже в Зауралье рождались дети, умирали старики, заключались новые браки. В 1904 г. в Кургане по официальным данным насчитывалось уже 408 католиков. И, если ранее курганцы римско-католического вероисповедания, ввиду своей малочисленности пользовались услугами местных православных церквей, то с увеличением общего количества верующих резко выросла необходимость в появлении и католического храма, и католического священника.
Католический храм
В 1902 г. Курганский римско-католический храм был построен. Он вошел в состав Могилевской епархии. Архитектура нового Зауральского храма была незамысловата – он был маленький, деревянный, лишь небольшой колоколенкой отдаленно напоминающий своих западноевропейских собратьев. Но, несмотря на скромность убранства храма, курганские прихожане его очень любили, т.к. он был построен на их добровольные пожертвования. Всего на строительство храма было истрачено 5931 рублей 89 копеек. Размеры храма были невелики: 19,5 аршин в длину, 12,5 аршин в ширину, 7 аршин 3 вершка в высоту. Участок земли, где был выстроен храм, был окружен деревянной оградой в одну сажень высотой и обсажен тополями. Рядом с храмом была выстроена деревянная колокольня, где размещался колокол в 14 пудов, другой же колокол, в 2 пуда весом, находился в маленькой башенке на фронтоне здания. К храму был пристроен небольшой дом в четыре комнаты, разделенный коридором на две половины: здесь размещались священник и прислуга. Во дворе храма вырыли глубокий колодец.
Все христианские храмы посвящались какому-либо святому. Курганский храм получил название «Святой Божьей Матери Неустающей Помощи». Внутреннее убранство было скромным. В храме имелось два престола: главный – с иконой Божьей Матери, и боковой – Святого Антония, с гипсовой статуей этого святого. Из гипса были вылеплены и фигурки ангелов, украшающие главный престол. На почетном месте висел портрет Папы Пия Х. Органа, обычного для католического храма, не было, его заменяла фисгармония. При посещении службы прихожане размещались на вместительных 16-местных и 4-местных скамьях...
о.Франциск Будрис
о.Казимир Калинка
Католические священники
Первоначально в Кургане не было своего настоятеля – он приезжал от случая к случаю из г.Тобольска. В 1905 г. в курганский приход был направлен свящ. Казимир Калинка, прослуживший здесь до 1907 г. Его рукой сделаны первые записи в метрических книгах курганского храма, чудом сохранившихся до наших дней и находящихся на хранении в государственном архиве Курганской области. Преемниками К.Калинки стали      вице-кураты о.Бронислав Казаковский (служил в Кургане в 1907-1912 гг., и в 1913 г. переведен с повышением в Тобольск в звании курата), свящ. Иосиф Усанис (время служения – конец 1912 г.), свящ. Станислав Жамойтук (1913-1915 гг.), свящ. Иосиф Пуржицкий (1915-1919 гг. бежал в 1919 г. из Кургана вместе с частями белой армии), свящ. Адольф Ромецкий (1919-1921 гг., в 1921 г. уехал в Польшу).
о.Иосиф Усанис
с преподавателями
Женской гимназии 1912 г.
Некоторое время в 1921 г. обязанности священнослужителя в Кургане исполнял Микуцкий Франц Адамович. В 1923 г. администратором был пермский священник Франциск Будрис (уехал впоследствии в г.Челябинск) и настоятель челябинского католического храма, пожилой литовец Иосиф Каспарович Сенвайтис (1926-32 гг.).
о.Казимир Калинка среди
учеников Женской гимназии 1907 г.
Служение в Кургане в разное время имело свои особенности. Практически все курганские священники, так или иначе, преподавали Закон Божий. Действовала традиционная воскресная школа. В зависимости от количества учащихся римско-католического вероисповедания в курганских гимназиях вводились уроки Катехизиса в стенах этих учебных заведений. Так, священники К.Калинка, Б.Казаковский и С.Жамойтук преподовали в 1906-1908 гг., и 1910-1915 гг. в Курганской Александровской женской гимназии, вице-курат И.Пургжицкий в 1916 г. - в Курганской мужской гимназии.
Первая мировая война
Сложно было работать курганским священникам в 1914-1919 гг. Во-первых, резко возросло число прихожан в связи с тем, что в Зауралье хлынули потоки беженцев (была в разгаре 1-я мировая война). Основной театр военных действий находился на западных границах Российской империи, а, как известно, подавляющее большинство жителей этих мест – католики. Во-вторых, в это же время в Курганский уезд были направлены военнопленные, поданные Австро-Венгрии и Германии, которые тоже требовали неустанного внимания католических священников. Только в сентябре 1914 г. по данным городской газеты "Курганский вестник" в Курган прибыло 3025 военнопленных. А поскольку они имели право достаточно свободно передвигаться по территории города, то нередко на Святой Мессе в курганском храме в эти годы можно было увидеть рядом с местными жителями венгров, итальянцев, чехов, словаков, австрийцев, немцев. Жизнь военнопленных была не из легких, многие из них умирали от ран, тяжелых инфекций. Всех их в последний путь провожали священники С.Жамойтук и И.Пуржицкий ... Были и русские прихожане: в метрических записях встречаются фамилии Улановых, Скороходовых, Васильевых, Кузнецовых и др.
С.С.Эймонт
Председатель правления
кат. общины в 1920-х г.г.
Советский период
С приходом советской власти положение всех конфессий резко осложнилось. Новым декретом декларировалось отделение церкви от государства. На самом же деле государство получило практически  неограниченный контроль за деятельностью всех религиозных объединений. Новые власти национализировали все церковное имущество, на пользование которым религиозные общины должны были заключать специальные договоры. 8 августа 1920 г. курганское римско-католическое общество заключило такой договор с местными властями. Пока католическая община была многочисленной, осложнений в отношении с государством не возникало.  Но в начале 1920-х гг. многие поляки и литовцы, бывшие российские граждане, вернулись на родину - в уже самостоятельную Польшу и Литву. В связи с этим Курганский окрисполком 22 апреля 1924г. принимает решение: здание церкви у верующих забрать, а "имущество обратить в доход Республики". Повод для закрытия нашелся: в 1922 и 1923 гг. Курганский храм подвергается нападению воров (были украдены настенные часы, хоругви, какие-то домашние вещи). И, хотя председатель правления религиозной общины Курганской римско-католической церкви С.Эймонт и хранитель имущества И.Недзведский о происшествии сразу заявили в милицию, городские власти обвинили общину в небрежном хранении государственного имущества. 
С этого времени вплоть до 1933 года курганское католическое общество вело постоянную борьбу с местными властями за право пользоваться храмом. Храм отбирали и возвращали несколько раз, причем при ежегодном заключении договора с общиной власти все больше и больше урезали ее имущественные права: из храма была вывезена вся мебель, под жилье посторонним гражданам были отданы комнаты в пристроенном к храму доме (в приходском доме).
В августе 1933 года в последний раз прозвонили колокола курганского католического храма (именно в этом году по распоряжению областного руководства во всех действующих курганских храмах был окончательно запрещен колокольный звон, сами же колокола в связи с нехваткой цветных металлов были взяты на строгий учет). Не за горами были уже и годы репрессий, сильно подкосившие польскую диаспору в Кургане.
(Здание храма было снесено в 1970-е годы.)

Время собирать камни

Сегодняшние (немногочисленные) католики в Кургане находятся в том же положении, что и их предшественники 100 лет назад..., только без церковного здания и имущества, ничто не сохранилось (в отличии от православных общин). Поэтому первые службы совершались на квартирах или в других мало приспособленных помещениях.
В 1991 г. в России и Средней Азии были восстановлены и образованы Ватиканом католические структуры и церковная жизнь верующих приобрела официальный статус. Несмотря на то, что в Кургане проживают оставшиеся потомки той католической общины, новая община начала формироваться из совершенно новых католиков без католических корней. Первыми собирателями камней стали Сухарева Л.В., Коваль О.А. и Терехова Т.Ф., которые по мудрому наставлению о.Вильгельма Палеша, настоятеля Челябинского прихода, посредством знакомства с Движением Фоколяр, собирались на молитву Розария и чтение св. Писания. Поэтому первоначально с пастырскими визитами в Курган (с 1994 г.) приезжали священники из Челябинска (в их числе и о.Рейнгард Франица). А четвертого марта 1998 г. Курганская община была официально зарегистрирована и Апостольский администратор в Новосибирске епископ Иосиф Верт назначил в приход настоятелем о.Люциана Германа, а викарием - о.Владимира Котеса. К лету 1998 г. было приобретено помещение под часовню, покровителем которой является всё та же Божья Матерь Неустанной Помощи.
С 2002 г. община остается без священника и её окормление доверяется настоятелю Тюменского прихода и декану Западно-Сибирского деканата о.Лешеку Хричуку, который сам или с помощью своих викарных священников (о.Юрия Мецлера и о.Сергея Давыдова) ежемесячно приезжал в Курган для преподания Таинств и совершения св. Мессы. 
В период с 2007-2012 гг. для ведения общиной на месте была назначена епископом Иосифом Верт г-жа Регина Гюнтер, которая в качестве добровольца приехала из Германии для помощи Церкви в России. И в отсутствии священника она проводила Литургию Слова с правом причащать верных. За это время Курганский приход познакомился со многими приглашенными для совершения св. Мессы священниками со всей епархии.
В январе 2012 г. заветные мечты прихожан отчасти исполнились и были услышаны их усиленные молитвы: Господь даровал Кургану постоянного священника в лице о. Антона Ромме, которого о. Лешек Хричук, декан Западно-Сибирского деканата, от имени правящего епископа Иосифа Верт ввел в должность администратора прихода Матери Божьей Неустанной Помощи. Однако остается вторая часть мечтаний - строительство храма...

По материалам "Очерки культуры повседневности  города Кургана

XIX - первой трети XX века", стр. 114-118.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Новости от Католик.ру